Названия рубрик

Последний номер

Архив номеров

Из рубрики: Вера наших отцов

Главная / Вера наших отцов / Летописное повествование о проповеди апостола Андрея на территории Скифии. Факты и домыслы (Часть 2)
2013 | №2

Летописное повествование о проповеди апостола Андрея на территории Скифии. Факты и домыслы (Часть 2)

(Продолжение. 1-ю часть смотрите здесь)

ИСТОЧНИКИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА УКАЗЫВАЮТ НА ФАКТ ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПОСТОЛА ИИСУСА ХРИСТА АНДРЕЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ. ОБ ЭТОМ СООБЩАЕТ И ЛЕГЕНДА ОБ АНДРЕЕ, ЗАПИСАННАЯ В «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ». ЕСЛИ ЭТО ДРЕВНЕЕ СКАЗАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕЛО МЕСТО В ИСТОРИИ, ТО КАК ЕГО ПОНЯТЬ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ РУКОВОДСТВУЕТСЯ СОВЕРШЕННО ДРУГИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ? ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ДРЕВНИМ ДОКУМЕНТАМ, КОТОРЫЕ ЯСНО ОТОБРАЖАЮТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХРИСТИАН ПЕРВОГО ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ.

Сказание об апостоле Андрее уже давно из более или менее достоверной легенды перешло в разряд составляющих национальной идеи. Как и все летописные сказания, легенда имеет не только свои истоки, но и некоторые черты осовременивания летописцами, которые записали ее в соответствии с реалиями XIV века, а не I-го, когда жил апостол Андрей. Поэтому повествование об Андрее необходимо исследовать и анализировать на основании реалий I-го века, то есть понять, какой смысл мог вкладывать сам Андрей в сказанное им на Киевских горах в то время, и отделить факты от домыслов.

Три основные детали легенды

Вот как звучит древняя, датированная 1377 годом, Лаврентьевская летопись об апостоле Андрее на днепровских холмах, в переводе на современный язык: «Андрей прибыл в Днепровское устье, а оттуда пошел вверх по Днепру. Случилось так, что Андрей пришел [в одно место и остановился здесь на ночлег] под горы на берегу. А утром он встал и сказал своим ученикам: «Видите ли вы горы вон те? На горах тех воссияет благодать Божия, здесь восстанет город великий, и Бог воздвигнет много церквей». И сошел Андрей на те горы, благословил их, поставил крест и помолился Богу, спустился с горы той, а здесь позже появился Киев».
Прежде всего, из этого сказания вырисовываются три основные детали:

1. Путешествие Андрея и его учеников.
2. Пророчество Андрея: воссияет благодать Божия, восстанет город великий,
     Бог воздвигнет здесь много церквей.
3. Действия Андрея – поставил крест.

Эти три детали вызывают ряд логических вопросов. Если город будет построен – то неужели Андрей проповедует в безлюдной местности? С какой целью он пришел туда со своими учениками? Что означает выражение «воссияет благодать Божия»? Водружал ли вообще крест Андрей в то время, когда крест еще не был символом христианства?
Конечно, можно с легкостью ответить на эти вопросы с помощью современного мировоззрения: некая «туристическая группа экстремалов», которая путешествует по диким и безлюдным лесам Гипербореи, ставит кресты на горах и провозглашает мистические пророчества с днепровских холмов о появлении огромного мегаполиса с сияющими куполами и крестами. Но не будем себя запутывать представлениями, которые претерпели двухтысячелетнюю трансформацию, а попытаемся разглядеть основные возможные детали повествования с позиций самого Андрея. Это не так уж сложно. Достаточно обратиться к ключевому документу той эпохи, который сформировал мировоззрение христиан первого века. Это Священное Писание. Есть также и другие источники периода жизни Андрея, которых предостаточно для того, чтобы понять предполагаемое сказание об этом апостоле.

1.
Путешествие Андрея и его учеников

Какова цель путешествия апостола Андрея? Туристическая поездка на необитаемые горы? Нет! Он выполняет Великое поручение Господа нашего Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Библия. Евангелие от Матфея 28:19-20). Итак, апостол возвещает Евангелие людям, а не горам, организует церкви (общины верующих людей) и готовит учеников для дальнейшего служения в распространении Благой Вести по всему миру!
«Зачем бы пошел в эту неведомую пустыню апостол Андрей? – спрашивает профессор Голубинский. – Он мог пойти в нее только тогда, когда бы у него не было дела в черте самого тогдашнего мира и было свободное время ходить по пустыням. Но это, как всякий знает, было вовсе не так… Если бы вести апостола в Русь нарочно, то нужно было бы вести его для проповеди христианства людям, а не для благословения необитаемых гор»1. Другие летописи, например, Степенная книга митрополита Макария повествует, что Андрей, прибыв в Славянскую землю, в Новгород, «был здесь некоторое время, проповедовал Слово Божие, водрузил и оставил свой жезл».

2.
«Восстанет город великий»

Интересно, что летописный вариант легенды избегает прямого провозглашения Андрея просветителем Руси. Апостол посещает не Киев, а «горы Киевские». Это вполне понятно: в сознании хрониста основание Киева связано с именем исторического Кия, жившего в начале VII в. Андрей не проповедует новую веру, а ограничивается пророчеством. Вообще из текста неизвестно даже, было ли в то время какое-то население в районе будущего города.
Но исторические источники и открытия подтверждают факт наличия поселений в дни Андрея на территории современного Киева. Известный ученый Русской православной церкви протоиерей Стефан Ляшевский в своей книге «История христианства в Земле Русской с I по ХI в.» заявляет: «На Приднепровье на рубеже нашей эры уже было множество поселений и городов. Киев существовал непрерывно, начиная с поселения, относящегося ко II веку до н. э., а в I веке н. э. там были уже три большие поселения на территории теперешнего города, и таким образом ап. Андрей мог бы, если бы он туда приехал, благословить не только Киевские горы, как думали раньше»
2.

«Бог воздвигнет здесь много церквей»

Что имел в виду Андрей, говоря о том, что Бог построит много церквей? Это культовые здания или сообщества христиан? Библейская энциклопедия Брокгауза так определяет понятие «церковь» в апостольские времена: «Церковь – греческое слово «экклесиа» – означает собрание членов общины. В Новом Завете под словом экклесиа в первую очередь подразумевается церковь, т. е. сообщество людей (Деян. 2:47; 1 Кор. 15:9; Кол. 1:18, 24), которые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим... Церковь – это община «святых и верных в Иисусе Христе» (Еф. 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян. 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд крещения (Деян.2:41)».
Церковь в библейском смысле – это никак не здание, это люди. В первом веке н. э. Андрей ни в коем случае не мог говорить о церквах как о строительных сооружениях. В истории христианства культовые сооружения стали называть церквами гораздо позже. Более того, «активное храмовое строительство развернулось после официального утверждения христианства в Римской империи, то есть в IV в. (римские базилики и баптистерии, церковь Гроба Господня в Иерусалиме, церковь Рождества в Вифлееме)3. «Когда начали сооружаться первые церкви (христианские культовые сооружения – прим. ред.) в Причерноморье, точно не известно. Древнейшие базилики Херсонеса датируются второй половиной V в.»
4.

«Воссияет благодать Божия»

Выражение «воссияет благодать Божия» в конце первого века могло иметь отношение только к просвещению умов людей Евангелием Иисуса Христа, которое в силе облагораживать очерствелые человеческие сердца. Об этом также пишет апостол Павел во второй половине первого века н. э. в своем послании к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке…» (Библия. К Титу 2:11-12).
Но как практически происходило просвещение умов Божественным Евангелием? Конечно же, в результате проповедования этого Евангелия последователями Иисуса Христа, а также посредством добрых дел, которые они бескорыстно совершали для нуждающихся в помощи, поддержке и ободрении людей. Как мы ранее выяснили, если рассматривать возможное пророчество Андрея с позиции христиан первого века, то в нем он предвозвещал, что на территории будущей Киевской земли образуется много церквей-общин христиан, жизнь которых будет изменена под воздействием благодати Божией. Здесь апостол, скорее всего, имел в виду благодать и свет, которые воссияют на днепровских землях при распространении Евангелия посредством своих же учеников. Ведь сам Христос, некогда обращаясь к Своим ученикам, образно сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Библия. Евангелие от Матфея 5:14-17).

3.
Действия Андрея – поставил крест

Что же за символ поставил Андрей на Киевских горах? Мог ли он поставить там крест? В наше время и во времена Нестора-летописца это выглядит весьма правдоподобно. Сегодня крест является символом христианства. Но был ли крест символом христианства в дни Андрея и хотя бы на протяжении первых трех веков истории христианства? Ответ любого историка христианства будет однозначным – нет! Крест стал символом христианства намного позже. В первые века символом христианства был знак рыбы, за которым скрывалась аббревиатура в самом слове «рыба». Древнегреческое слово «рыба» (ихтус), в качестве аббревиатуры, включало в себя начальные буквы слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Что же тогда мог поставить Андрей на Киевских горах, если не крест? Уточнение можно найти в других летописях, которые также рассказывают о миссионерских путешествиях Андрея.
Степенная книга митрополита Макария свидетельствует, что Андрей, прибыв в Славянскую землю, где теперь Новгород, «пребысть здесь некоторое время, проповедовал Слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в веси, нарицаемой Грузине…
5 Далее Андрей был на Ладожском озере, на одном острове, и оставил там свой жезл…6
Если Андрей оставил нечто на Киевских горах, то это, скорее, был его жезл, который на древнеславянском звучит как «Кий», но никак не крест. Но об этом подробнее в другой раз.

Иван Иванович Огиенко писал: «Апостол Андрей, безусловно, был и проповедовал на нашей земле. И те самые христиане, которых обратил ко Христу Андрей, уже никогда не переводились у нас в Украине7. Если это так, то какие принципы исповедовали последователи апостола Андрея? Какова же подлинная вера наших отцов? Об этом в следующей статье "Вера апостола Андрея – вера наших отцов" из серии «Дорогами христианства в Украине».

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


1. Голубинский Е. История русской церкви. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 29
2. Стефан Ляшевский. История христианства в Земле Русской с I по ХI в. М.:Фаир-Пресс, Грант, 2002.
3. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. К.: Наукова думка, 1989. С. 21.
4. Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес // МИА, 1959. С. 63.
5. Малышевский И. Сказание о посещении русской страны апостолом Андреем // Владимирский сборник. К., 1888. С. 37.
6. Огієнко І.І. Українська Церква. К., 1993. С. 17. 7. Там же, с. 18.

 

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

 

Автор: Виталий НЕРОБА, магистр религиоведения (философии), г.Нежин, Черниговская обл. / «АКЦЕНТ»
 
Просмотров: 3076