Названия рубрик

Последний номер

Август (№8) 2017


     Скачать в pdf (3,1 Мб)

Июль (№7) 2017


     Скачать в pdf (3,2 Мб)

Июнь (№6) 2017


     Скачать в pdf (2,8 Мб)

Архив номеров

Из рубрики: Не хлебом одним

Главная / Не хлебом одним / Не сотвори себе кумира
2014 | №2

Не сотвори себе кумира

КОГДА ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЕ ВНЕШНОСТЬ БОГА, ЕМУ ВСЕГДА СВОЙСТВЕННО ЗАБЛУЖДАТЬСЯ. ПОЭТОМУ ВТОРАЯ ИЗ ДЕСЯТИ БОЖЬИХ ЗАПОВЕДЕЙ ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ НАС ОТ ПРАКТИКИ ВООБРАЖАТЬ И «ТВОРИТЬ» БОГА ПО СВОИМ ОГРАНИЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ. ВЕДЬ ВАЖНО НЕ ТО, КАК ВЫГЛЯДИТ БОГ, А КАК ОН КО МНЕ ОТНОСИТСЯ.

Упущенное из виду

Словосочетание «десять заповедей» вошло в наш обиход и стало употребляться по отношению к общим принципам человеческой порядочности. Иными словами, часто люди считают, что если они не делают никому ничего плохого, то в этом и заключается исполнение Десяти Заповедей. Но такое представление далеко не полное. Однажды Иисус Христос, отвечая человеку на вопрос о том, какая наибольшая заповедь в Божьем законе, указал на два принципа, лежащих в его основе. Это любовь к Богу и любовь к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия. От Матфея 22:37–40).

Многие упускают из виду первую часть заповедей Десятисловного Закона, а также и его основополагающий принцип – возлюби Бога. Они скорее обращают внимание на вторую половину заповедей, которая регулирует взаимоотношения между людьми и основывается на принципе – возлюби ближнего. К сожалению, не все осознают, что без нормальных отношений с Создателем невозможно быть гармоничной личностью. Именно поэтому первые четыре из десяти заповедей регулируют наши взаимоотношения с Богом, а остальные шесть – с людьми.

Бог ни на кого не похож

Вторая заповедь Божьего Десятисловного Закона требует от человека: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Библия. Исход 20:4–6). На первый взгляд, кажется, что эта заповедь сегодня не актуальна, так как запрещает идолопоклонство и языческие культы. Ведь все эти мифические божки уже много столетий являются достоянием истории и отжили свой век. На самом деле о проблеме поклонения иным богам говорится в первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Библия. Исход 20:3). Во второй же заповеди внимание концентрируется не столько на запрете поклоняться иным богам (хотя к ним заповедь тоже имеет отношение), сколько на запрете создавать образ Бога по своим представлениям. Справедливо писал еврейский мыслитель Моисей Маймонид: «Бог ни на что и ни на кого не похож. Его облик не представим для человеческого воображения».

Плод фантазий

С начала IV века, когда император Константин легализовал христианство и сделал его государственной религией, христиане обрели свободу распространять евангельскую весть среди варварских племен. Язычники-варвары не имели терпения слушать чтение библейских историй, и из-за этого христианские учителя начали рисовать картины, которые иллюстрировали эти библейские сюжеты. Так появились первые иконы, ставшие объектами для поклонения.

С одной стороны, можно понять тех христиан, которые, желая более близкого ощущения присутствия Божьего, хотят представить Его образ. С другой стороны, даже лик Иисуса, изображенный как на старых иконах, так и на современных портретах, является плодом человеческой фантазии, смешанной с культурой и менталитетом того или иного народа.

Так, например, одна москвичка с упоением рассказывала о том, что когда она молится, ей представляется образ Иисуса, голубоглазого с длинными русыми волосами до плеч. Типичный образ славянского красавца. Однако такое описание облика Иисуса вызвало бы удивление у чернокожих прихожан одной из американских церквей. Этот образ русоволосого красавца славянской внешности никак не вписывался бы и в традиционные представления о красоте, присущие жителям Карибских островов.

«Всевышний» из золота

О проблеме воображения Бога предупреждает пророк Моисей, обращаясь со своей последней речью к древним израильтянам: «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас... Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Библия. Второзаконие 4:12–19).

Эти слова наставления связаны с одним печальным событием, которое произошло за сорок лет до этого. Тогда израильский народ находился у подножия горы Синай в ожидании своего вождя Моисея, который поднялся на вершину, чтобы получить откровение от Всевышнего.

Явление Славы Божьей на вершине Синая было весьма впечатляющим и даже устрашающим. Оно сопровождалось потрясающими происшествиями: «При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Библия. Исход 19:16–19).

Однако Моисей пробыл на горе Синай в Божьем присутствии не день и не два, а целых сорок дней. Как ни странно, явление Божьей Славы на горе начало народу «приедаться». Изо дня в день все те же громы, молнии и трубный звук. Постепенно люди привыкли к этим явлениям и возжелали нового источника чувственной подпитки. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Библия. Исход 32:1). Иными словами, в народе не собирались сделать себе какого-либо языческого бога для поклонения. Они просто пожелали сделать себе объект, который бы наглядно представлял им истинного Бога – того Бога, который вывел их из египетского рабства. «Всевышнего» изготовили из золота. Учитывая представления, существовавшие в то время, получилась уродливая статуя быка.

Вера от Слова

История с изготовлением золотого «Бога» весьма показательна и раскрывает глубинные проблемы, о которых говорит Вторая заповедь. Бог не желает, чтобы грешные люди познавали Его через зрение. Несмотря на то, что зрение является самым главным органом чувств, эти чувства весьма обманчивы. И хотя многие христиане считают допустимым поклонение Богу через «лицезрение образа Христа», апостол Павел в Священном Писании однозначно делает противопоставление между верой и зрительным восприятием: «Ибо мы ходим верою, а не видением»; «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия. 1-е Коринфянам 5:7; Евреям 11:1).

Удивительно, но вместо использования зрения Павел предлагает обрести веру с помощью слуха: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Библия. Римлянам 10:17).

Павел здесь ссылается на древнюю традицию чтения Священного Писания вслух для тех, кто был неграмотен и, конечно, не имел священные рукописи у себя дома. Ведь фактически до начала ХХ века большинство людей не могло узнать содержание Божьего Слова, если кто-нибудь не читал им Библию. Всеобщая грамотность и доступная цена на Библию стали достоянием человечества только в последние сто с лишним лет. Таким образом, для иудеев и христиан первого века нашей эры синагогальное чтение свитков Священного Писания вслух было единственным источником познания Слова Божьего. Cлушая и запоминая текст Божественного откровения, они обретали веру и познание о Боге.

«Чудеса» вместо Библии

Когда традиционное христианство отказалось от богослужебного чтения и изучения Библии, притом на понятном для всех языке, и заменило его на иконопочитание, это привело к необратимым последствиям. Постепенно, уже в период империи Карла Великого, миссионерская деятельность католических проповедников свелась к демонстрации чудес, которые, по их утверждению, совершали мощи святых. Несколько веков спустя чудотворная икона Владимирской Богоматери, якобы написанная евангелистом Лукой, стала избавлять Русь от татаро-монгольского ига. Насколько это средство было эффективным, мы знаем из истории.

Тихий голос Создателя

Недооценка значения второй заповеди в духовной жизни человека разрушает наши познания о Всевышнем. Стремясь к чувственному познанию Бога, мы отрываем себя от познания Его Слова, Его воли и принципов, в согласии с которыми Он желает, чтобы мы жили. Конечно, Бог непременно совершает в жизни верующего человека великое, и многие из них могут поделиться удивительными чудесами, которые совершал любящий Господь на их жизненном пути. Однако наша вера в Бога не может основываться исключительно на чудесах, так как будет охладевать, как скоро закончатся острые ощущения.

Именно это хотел донести Владыка Господь пророку Илии, когда тот пришел к Нему на гору Хорив (Синай): «И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (Библия. 1-я Царств 19:11–12).

В древнееврейском оригинале выражение «веяние тихого ветра» звучит как «тихий спокойный голос» или как «слабый голос в молчании». К такому голосу Бог хочет нас приучить. Голосом Святого Духа Он желает разговаривать с нами, открываясь нам в Своем Сыне Иисусе Христе через Священное Писание и через приближение к Нему в молитве и поклонении: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Библия. Второзаконие 4:15).

Образ Отца в сущности Сына

Затрагивая тему образа Божьего, апостол Иоанн написал: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. От Иоанна 1:17–18). Чем явил? Видимым образом, ходя по земле, или Своей сущностью? Конечно же, Своей Божественной сущностью. Обретая больше познаний в Библии об Иисусе Христе, мы увидим истинную сущность Бога Отца – Его любовь, милость, заботу, защиту, милосердие и т. д. Только благодаря Христу мы можем верой видеть Невидимого и поклоняться, и служить Ему, потому что всем Своим естеством Спаситель показал нам характер и намерения Небесного Отца по отношению к нам.

И потому вторая заповедь звучит сквозь тысячелетия и до сего дня: «Не делай себе кумира и никакого изображения». Настоящий верующий в Бога человек ищет не Его видимого образа, но Его личного живого присутствия в своем сердце и жизни.


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Автор: Александр БОЛОТНИКОВ, директор НИЦ "Шалом", доктор богословия / «АКЦЕНТ»
 
Просмотров: 1210

Присоединяйтесь к нам

  Подписка 

Книга в подарок!

"Акцент" Вконтакте

 

Книга в подарок!

Книга в подарок!

"Акцент" в Одноклассниках

"Акцент" на Facebook

Партнеры

Газета "Вечное сокровище"
Телеканал "Надия"
Интернет-газета "Путь"