Названия рубрик

Последний номер

Август (№8) 2017


     Скачать в pdf (3,1 Мб)

Июль (№7) 2017


     Скачать в pdf (3,2 Мб)

Июнь (№6) 2017


     Скачать в pdf (2,8 Мб)

Архив номеров

Из рубрики: Не хлебом одним

Главная / Не хлебом одним / Любить Бога всем, что у тебя есть!
2014 | №3

Любить Бога всем, что у тебя есть!

ЛЮБОВЬ К БОГУ – ЭТО ТО, ЧТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕМ ПОНЯТНО. НО ИМЕННО ОНА ПО-НАСТОЯЩЕМУ РАСКРЫВАЕТ СУЩНОСТЬ, ГЛУБИНУ И ШИРОТУ НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ.

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоими всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь.

Библия. От Матфея 22:36, 37; Втор. 6:5

Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря, вспоминает: «Однажды рано утром, как обычно, мы шагали к месту работ. Раздавались крики команды: «Отделение, вперед марш! Ле-вой-два-три-четыре! Ле-вой-два-три-четыре!... Шапки до-лой!» Эти слова до сих пор звучат в моих ушах. При команде «Шапки долой!» мы проходили через ворота лагеря, и на нас наводили лучи прожекторов. Плохо приходилось тому, кто из-за холода или по рассеянности натягивал шапку на уши до того, как на это давалось позволение.

Мы брели в темноте, по единственной дороге, ведущей из лагеря, шлепая по замерзшей грязи и лужам, то и дело спотыкаясь о камни. Сопровождающие конвоиры кричали на нас и подталкивали прикладами. Те, у кого ноги были изранены, опирались на плечо соседа. Мы шли молча: ледяной, пронизывающий ветер вовсе не располагал к разговорам. Пряча рот в поднятый воротник, мой сосед неожиданно шепнул: «Если бы наши жены увидели нас сейчас! Надеюсь, что в их лагере условия получше, и они не знают, что происходит с нами».

Я начал думать о своей жене, и мы, пока брели, скользя на обледеневших лужах, поддерживая друг друга, оба молчали, зная, что каждый в этот момент думает о своей жене. Иногда я смотрел на небо, где уже тускнели звезды и розовый свет утра начал пробиваться из-за облачной гряды. Но мысли были заняты образом моей супруги, который представлялся мне со сверхъестественной, ясной остротой. Я слышал, как она отвечает мне, видел ее улыбку, ее открытый и подбадривающий взгляд; реальный или воображаемый, ее взгляд сиял сильнее, чем солнце, которое начало восходить.

Меня пронзила мысль: первый раз в жизни я увидел истину, воспетую в стихах стольких поэтов и провозглашенную как конечную мудрость столькими мыслителями: любовь – это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. И тогда я осознал величайший из секретов, которыми могут поделиться поэзия, мысль и вера: спасение человека происходит через любовь и в любви. Я понял, что человек, у которого ничего не осталось на этом свете, все еще может познать блаженство, пусть и на короткое мгновение, в мысленном общении со своими любимыми. В состоянии крайней безысходности, когда человек не может выразить себя в какой-либо полезной деятельности, когда его единственное достижение – это достойно переносить свои страдания, – даже в таком положении человек может, через полное любви размышление о близком человеке, выразить себя. Впервые в жизни я был способен понять смысл слов: «Блаженны ангелы, погруженные в вечное и полное любви созерцание бесконечной красоты»».

Истинная любовь означает действие

Древний комментатор Священного Писания Маймонид писал: «Это любовь великая и сильная, пронизывающая душу; человек погружен в нее совершенно и постоянно. Мысли того, кто одержим любовной болезнью, заняты только любимой женщиной, он непрестанно думает о ней – сидит он или стоит, ест или пьет. Но сильнее этой любви любовь ко Всевышнему в сердцах любящих Его, проникнутых ею постоянно, как велено: «Люби Господа всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим»».

Осмысление многогранности и глубины значения библейского древнееврейского слова «ахава», переведенного на русский язык как «любовь», помогает нам понять настоящий смысл повеления: «И люби Господа, Бога твоего» (См. Библия. Второзаконие 6:5).

Слово «ахава» может означать «действовать с любовью» или – «быть верным», что выходит далеко за рамки описания внутреннего психического состояния.

Любить Бога значит поклоняться Единому, Истинному Богу, не пытая свою удачу в поклонении другим богам, которые вовсе и не боги – богу солнца, богу луны, богу урожая, богу мамоны и эгоизма, не прогибаясь и не мастеря себе идолов. Возлюбить Бога означало связать свое будущее с Всевышним!

Любить всем сердцем

Чтобы понять библейскую фразу «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим», которая содержится в наибольшей заповеди, нужно учитывать, что слово «сердце» в Священном Писании часто означает «ум» или «мысли» (См. Второзаконие 6:5). Например, то, что сказано далее: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем», на самом деле означает: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, во всех мыслях твоих» (См. Второзаконие 6:6).

Это означает задействовать наши мысли, так же, как чувства и эмоции, чтобы любить Господа. Апостол Павел пишет: «Пленяем всякое помышление в послушание Христу» (Библия. 2-е Коринфянам 10:5).

Любить всей душой

«…люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой». В нашей культуре, когда говорят о любви всем сердцем и душой, подразумевается, что речь идет, в первую очередь, о страстных и сильных эмоциях. Но оригинальное слово «нэфэш», переведенное в этом библейском отрывке как «душа» передает такое емкое и важное понятие, как «жизнь», «дыхание жизни», а в рассматриваемом нами контексте означает – до тех пор, пока мы дышим.

Оригинальная, библейская интерпретация этой фразы может звучать следующим образом: «Люби Господа, Бога твоего всей своей жизнью», то есть каждым моментом своей жизни, от первого вдоха и до последнего!

Любить Бога всей своей жизнью противоположно тому, чего от нас требует современная культура, а именно – что мы уделим «немного» времени Богу между нашей работой, учебой, развлечениями, физическими упражнениями, просмотром новостей и «свежеиспеченных» фильмов.

Любовь бесконечного действия

В библейском древнееврейском языке есть еще слово, обозначающее любовь на всю жизнь – «хэcэд», его значение многогранно и глубоко. «Хэcэд»  – это верность, стойкая и надежная, основанная на отношениях союза (завета), которая переживает вечность.

Пророк Исаия использует это слово, когда передает прямую речь Божью: «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, – а милость (хэсэд) Моя не отступит от тебя» (Библия. Исаия 54:10).

Хэсэд – это настолько прочное и стабильное понятие любви, что ее проявления совершенно не зависят от внешних факторов и обстоятельств. Хэсэд не останавливает даже самый тяжкий грех или коварная измена, хэсэд все покрывает и милостиво продлевает прощение, давая второй шанс: «Ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости (хэсэд) Своей» (Библия. Плач Иеремии 3:31–32).

Любить как Бог

Библейский ученый Джон Освальд пишет: «Cлово «хэсэд» – это описание превосходства Бога». Оно говорит о проявлении совершенно незаслуженной доброты и щедрости личностью, обладающей властью. Таким видел и ощущал Всевышнего народ Божий. Он открыл Себя им, когда они не искали Его, и оставался в завете с ними еще долго после того, как они постоянно нарушали этот завет, и не было никаких оснований для того, чтобы этот завет продлевать. В отличие от людей Бог не был непостоянным, ненадежным, корыстным и алчным. Вместо этого Он был верен, праведен, истинен и щедр всегда!

«Хэсэд» выступает на защиту близких и приходит им на помощь.

Поскольку «хэсэд»  – это активное слово, оно также переводится как «милосердие» и «любовь к доброте». Но все же ни одно из этих значений не передает еще весь смысл. «Хэсэд» означает действие на основе непоколебимой верности по отношению к тем, кто ее совсем не заслуживает. «Хэсэд» может выражаться в действиях уставшего отца, который после тяжелого трудового дня едет всю ночь, чтобы спасти сына-наркомана из тюрьмы. «Хэсэд» может отображаться в действиях мамы, которая проводит день за днем, без всякой надежды на лучшее, кормя из ложки и убирая после своего ребенка-инвалида. «Хэсэд»  – это любовь, на которую можно полагаться десятилетие за десятилетием.

Сегодня мы наблюдаем явную тенденцию, когда древнее библейское понятие «хэсэд» все труднее и труднее понимается людьми. Для современного человека любовь – это новизна встреч и романтика при свечах, прогулки на закате вдоль берега, эйфория собственных переживаний... В реальности мы делаем ставку на любовь в краткосрочной перспективе.

Наши фильмы показывают, как домохозяйка бросает своего лысеющего и скучного мужа из-за темноволосого незнакомца, который ее страстно целует, потому что обнаружила истинную любовь. Происходит ли это из-за того, что верность на всю жизнь встречается все реже и реже? Значит ли это, что по мере того, как все больше и больше людей растут в неполных, неблагополучных и несчастных семьях, человечество теряет способность проявлять «хэсэд» – любовь, которая никогда не заканчивается?

Увы, но все больше христиан сегодня понимают отношения с Богом в контексте романтического опыта, перенося штампы голливудских стандартов, как под кальку, на серьезные отношения со Всевышним.

Любовь выше эмоций

Любовь – это больше, чем особые эмоциональные проявления, которые верующий испытывает и выражает в покачивании под звуки музыки прославления на массовом богослужении.

Пастор Брайан Maкларэн отмечает, что некоторые «духовные наркоманы» кочуют из церкви в церковь в поисках нужной комбинации проповеди, вызывающей слезы, и чувственной музыки, чтобы получить очередную порцию духовной эйфории. Конечно, присутствие Бога реально, и это может быть весьма ощутимо. Но для некоторых благоговейный экстаз «чувств» становится единственным, что имеет значение. Не представляет ли сегодня опасность распространенное мнение, что «чувство» и есть суть поклонения? Представьте себе Бога, задающего вопрос: «Если бы вам никогда больше не пришлось пережить эти «чувства», то продолжали бы вы все равно поклоняться Мне – только лишь ради Меня, а не из-за своего чувства?»

В те дни, когда я особо раздражителен и недоволен, «хэсэд»  – это то, что держит меня. Что бы ни случилось, Бог всегда рядом со мной! Он всегда рядом с тобой!

В самые мрачные часы узника любовь к жене наполняла его такой радостью, что он постиг истину, почему ангелы могут проводить все время вечности в прославлении любви Божьей! В какое-то мгновенье Франкл осознал суть наибольшей заповеди: «Возлюби Бога всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Библия. От Матфея 22:36, 37; Второзаконие 6:5).


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Автор: Валерий РУЧКО, священнослужитель, boruh.info
 
Просмотров: 1730

Присоединяйтесь к нам

  Подписка 

Книга в подарок!

"Акцент" Вконтакте

 

Книга в подарок!

Книга в подарок!

"Акцент" в Одноклассниках

"Акцент" на Facebook

Партнеры

Газета "Вечное сокровище"
Телеканал "Надия"
Интернет-газета "Путь"