Названия рубрик

Последний номер

Архив номеров

Из рубрики: Момент истины

Главная / Момент истины / Стряхивая пыль веков
2015 | №12

Стряхивая пыль веков

Как знаменитая фреска выдающегося художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» нуждалась в капитальной многолетней реставрации, чтобы можно было увидеть подлинник, так и современные представления о Христе нуждаются сегодня в реставрации

Необыкновенное предложение

В 1977 году Пинин Брамбилла Барсилон получила необыкновенное предложение: ее попросили возглавить группу по реставрации одного из самых знаменитых и загадочных творений эпохи Возрождения – фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». В то время уже достаточно известная реставратор и хранительница итальянского искусства могла с трудом представить себе, насколько напряженными и увлекательными окажутся следующие 23 года ее жизни.

Инновация Леонардо

Столетия были беспощадны к живописи Леонардо да Винчи, выполненной на стене монастыря в 1498 году в городе Милан, Италия. Всегда экспериментируя, великий мастер на этот раз совершил роковую ошибку, применив новую технику. Предварительно обработав стены трапезной гипсом, мастикой и смолой, на сухую поверхность художник начал наносить краски – темперу, изготовленные на основе порошковых натуральных пигментов. «Тайная вечеря» – это как бы даже и не фреска вовсе, это не роспись по сырой штукатурке, которую предполагает классическая техника написания фресок. Почему он выбрал именно эту технику? Видимо, ему нужно было время. По сырой штукатурке писать нужно быстро, пока она не высохла, по сухой же стене можно это делать сколько угодно долго, обдумывая и выводя каждую мелкую деталь. Фреска складывалась ежедневно из маленьких кусочков его сознания, как детская мозаика. Иногда и в дождь, и в жару великий мастер кисти бежал в монастырь, чтобы провести одну единственную черточку. Бывало, что он рисовал без остановки. Бывало, что целыми днями просиживал рядом в глубокой задумчивости, не прикасаясь ни к кисти, ни к воде, ни к еде...

Но, увы, новые краски оказались непрочными и начали отшелушиваться уже при жизни великого мастера. И хотя его фреска была сразу признана шедевром искусства, все же она осталась незащищенной от вековых наслоений грязи и влаги. Когда Барсилон начала реставрацию, пять столетий пыли, плесени и копоти со свечей затемнили это изображение почти до состояния невидимости.

22 года изнурительного труда

Однако настоящей сложностью для группы реставраторов стало то, что надо было убрать прежние попытки реставрировать эту фреску, которые проводились с 18 века. Тяжелые слои лака, клея и воска были наложены сверху, каждый из них ускоряя процесс потемнения живописи. Но что хуже всего, «наемные» «специалисты»-любители красили эту фреску поверху снова и снова, искажая ее образы, стирая детали, которых они не поняли, и дополняя своей собственной интерпретацией то, чего, как им казалось, не достает. Тем самым, как ни цинично это звучит, они пытались подправить работу великого художника.

После месяцев, потраченных лишь на фотографирование каждого квадратного сантиметра поверхности фрески, и глубокого серьезного анализа картины с использованием наилучшей техники того времени команда Барсилон наконец-то приступила к работе. Затем, на протяжении более чем 22 лет, они в полусогнутом состоянии, под микроскопом, с огромной осторожностью и сверхтерпеливой аккуратностью снимали и соскребали 500-летнюю пыль, подкрашивания и подправления. Если все удачно складывалось, то в день они могли реставрировать участок фрески размером с почтовую марку!

Возвращение к оригиналу

В 1999 году, когда рисунок, выполненный кистью великого мастера да Винчи, наконец-то можно было увидеть, тяжелая, тщательная, щепетильная работа команды Барсилон была вознаграждена. Пинин назвала этот период «медленной, изнурительной борьбой, в которой пласт за пластом, день за днем, миллиметр за миллиметром, фрагмент за фрагментом, наконец-то вернул оригинальное восприятие о величине и размахе, об экспрессивности, накале эмоций и насыщенности цвета фрески; удалось вернуть то, что, казалось, было утрачено навсегда». Мрачные тени изгнаны; появился хорошо освещенный обеденный зал. Борода и нос Петра были освобождены от неуклюжей тяжести, которые были добавлены в процессе неудачных попыток реставрации. У Матфея, оказывается, в оригинале были светлые волосы, а не темные. Фома получил левую руку. Выражение лица Андрея было преобразовано – он уже не угрюм, но удивлен. И лицо Иисуса преобразилось и засияло новым светом после того, как толстые слои красок прежних реставраций были удалены. Сюжет шедевра остался неизменным. Да Винчи изобразил роковую сцену – момент, когда Иисус открыл, что один из Его учеников вскоре предаст Его. После столетий наслоений копоти, грязи и бурных фантазий грубых реставраторов, сделавших картину темной и мрачной, восстановление фрески открыло современникам настоящую задумку мастерского изображения выражений лиц и языка жестов учеников. Лик Христа засиял в своей чудесной оригинальной красоте! 1

Реставрация библейского Христа

Если бы многие люди были столь же решительны и целеустремленны, чтобы увидеть оригинал – настоящего Иисуса Христа, но только не нарисованного на стене выдающимся художником, а описанного в Евангелии теми, кто знал Его лично! Если бы они со всей скрупулезностью постарались отреставрировать Его подлинные черты характера и суть Его слов и дел, удалив все чуждые, наслоившиеся с веками грубые мазки человеческих фантазий и дополнений! Что, если бы позволили ожить древнему тексту, для того чтобы увидеть Спасителя вновь в истинном свете? Слова Иисуса не изменились бы, но наполнились новым смыслом, приняв свое первоначальное значение.

Перемены – дело не простое

Открыть для себя истину – дело не простое, а иногда даже беспокойное. Совсем не потому, что истина недоступна. Просто некоторые предпочитают не рисковать погружением в первоисточники: а вдруг окажется, что убеждения, с которыми тесно сжились, не соответствуют оригиналу? А что если от всего, во что свято верил, останется верным одно лишь имя? Тогда нужно будет либо отказываться от прежних взглядов и что-то в жизни менять, либо жить во лжи.

Да нет, разве такое возможно, чтобы столь долго многие заблуждались и чего-то не знали о настоящем Иисусе? В конце концов, так верили еще мои бабушки и дедушки.

Люди не любят перемен, когда все их и так устраивает. Сохранение «статус-кво» гораздо комфортнее; во всяком случае, так кажется. Именно поэтому было время, когда древний народ Израильский не принимал вести Божьих пророков, потому что пророки пытались удалить все наслоения о Боге и Его воле, которые накопились десятилетиями и столетиями. А к чему они призывали? Да ни к чему новому, а чтобы вернулись к первоисточнику в своем мировоззрении: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». А что ответили на это пророку? «Но они сказали: «не пойдем»» (См. Библия. Иеремия 6:16).

Ну, не захотели, ну и что? Только есть одна существенная деталь! Пророк тот был – Божий пророк, и истина была – Божья Истина!

На той ли я стене?

Ситуация кажется не древней, а современной. Не только древних, но и современников предостерегает Спаситель в свете Своего грядущего Второго пришествия: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;... А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Библия. От Матфея 7:21–26).

Некто сказал однажды: «Пожалуй, нет ничего хуже, чем, добравшись до вершины высокой лестницы, обнаружить, что вы не на той стене».

Принято заканчивать на мажорной ноте, но, может быть, это не совсем ко времени.

Остановитесь, оглянитесь, расспросите, рассмотрите и найдите то, что скрыто за человеческими предрассудками, и двигайтесь, непременно двигайтесь вперед новой дорогой, с новыми подлинными представлениями о Том, Кого много изображали, но не совсем хорошо знали. Это, пожалуй, и есть Благая Весть!



1 Lois Tverberg. Walking in the Dust of Rabbi Jesus: How the Jewish Words of Jesus Can Change Your Life.


 К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Автор: Валерий РУЧКО / boruh.info
 
Просмотров: 1411