Названия рубрик

Последний номер

Архив номеров

Из рубрики: Испытание на прочность

Главная / Испытание на прочность / Тайсон и Екклесиаст или нет ничего нового под солнцем
2011 | №6

Тайсон и Екклесиаст или нет ничего нового под солнцем

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО МЕЖДУ СИЛЬНЕЙШИМ ЧЕЛОВЕКОМ В МИРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БОКСА И МУДРЕЙШИМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ВСЕМ ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ? ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО МЕЖДУ СЛАВОЙ СИЛЬНОЙ РУКИ И СЛАВОЙ СИЛЬНОГО УМА? - АБСОЛЮТНО НИЧЕГО! ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, У ЖЕЛЕЗНОГО МАЙКА И ОСТРОУМНОГО ЕККЛЕСИАСТА МОЖЕТ БЫТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ОБЩЕГО, ЧЕМ ТОГО, ЧТО ИХ РАЗЪЕДИНЯЕТ.

Он словно голодный лев, чувствующий запах крови, молниеносно набрасывался на свою беспомощную жертву и беспощадно расправлялся с ней тяжелыми ударами в считанные минуты боя на ринге. Миллионы зрителей по всему миру не успевали насладиться зрелищем, как бойня заканчивалась нокаутом. Достаточно было в начале взглянуть в его смотрящие из-под лба, наполнявшиеся кровью глаза, чтобы упасть духом, прочитав в них абсолютную уверенность в сокрушительной и жестокой расправе. Он заставлял соперника почувствовать не только проигрыш еще до звука гонга, но и угрозу смерти. Казалось, он был властелином мирового ринга, не знающим и близко достойных соперников. Ставки на его победу приравнивались десятками к одному. А стоимость контрактов достигала 35 миллионов долларов за бой. Он получил прозвище «Железный Майк», соответствующие его телосложению, характеру и тактике ведения боя.


    Самый юный чемпион
Впервые Майк Тайсон вышел на ринг профессионального бокса 6 июня 1985 года в возрасте 18 лет. Тогда он отправил своего соперника в нокаут в первом же раунде. Далее, в этом же году было еще четырнадцать боев профессионального бокса и все они окончились победой для Майка. Через год и восемь с половиной месяцев, когда ему исполнилось 20, он стал самым молодым чемпионом мира в тяжелом весе. А через два года и пять месяцев, когда ему было 21, он стал самым юным абсолютным чемпионом мира в тяжелом весе. Эти рекорды чемпиона до сих пор остаются никем не побитыми.

    

    Юные годы
Майкл Джерард Тайсон родился 30 июня 1966 года в Нью-Йорке, в Бруклине. В детские годы он был полным мальчиком, не умеющим за себя постоять. Соседские ребята постоянно издевались над ним и неоднократно избивали, вытряхивая из его карманов мелочь. Одним из любимых занятий Майка было и остается по сей день разведение голубей, которых он в те годы с друзьями просто воровал за неимением денег.

    Переломный момент
По рассказам самого Майка, переломный момент в его жизни начался с трагичного случая, связанного с его голубем. Тогда Майку было около девяти лет, когда один из старших ребят, членов уличной банды, выхватил голубя из его рук и свернул птице шею. В сильной ярости Тайсон, набросившись на парня, жестоко его избил. После этого случая Майк завоевал уважение среди банд малолетних и уже никому не давал себя в обиду. Тогда-то он и почувствовал вкус уличной борьбы. Малолетние преступники приняли его в свою компанию, где он научился разбою и грабежу.

       
   
С чего все началось
В 13 лет Тайсон попадает в спецшколу для несовершеннолетних преступников, где учитель физкультуры и бывший боксер Бобби Стюарт по просьбе Майка начинает его тренировать. Видя потрясающие возможности будущего боксера, Стюарт, благодаря своим связям, помогает ему выйти в мир профессионального бокса.

    Падение
Стремительная спортивная карьера дала Железному Майку все, о чем он мог когда-либо мечтать. За 18 лет Тайсон заработал 320 миллионов долларов – больше, чем кто-либо за всю историю бокса. Он имел большую славу и большие деньги. Но чего-то ему не хватало.

Находясь в зените славы, Тайсон теряет чувство меры и становится все более несдержанным и неуправляемым. У него появляются проблемы с законом. Визиты в полицию, внушительные штрафы, марихуана, избиения людей, три судимости, одна из которых за изнасилование, около трех лет тюрьмы – все это становится частью биографии Майка, которая разрушает его карьеру и навсегда портит репутацию чемпиона. Тайсон заработал 320 миллионов долларов, но впоследствии остался должным кредиторам, по разным подсчетам, от 30 до 40 миллионов.


    

Есть продолжение этой истории, и оно многообещающее, но не для профессионального бокса, а для самого экс-боксера. Но об этом чуть позже... А пока...


    Повесть потерянных лет
Много веков назад один мудрец, оглядываясь на свои, казалось бы, безмятежно прожитые годы, дрожащей рукой выводил начертания очередных фраз своей будущей книги, которые могли свидетельствовать только о его глубокой душевной боли: «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!»1 Эта книга должна будет стать повестью его потерянных лет. Упомянув всего несколько слов о своем происхождении в прологе, мудрец не называет своего настоящего имени, а обходится лишь псевдонимом Екклесиаст. Спустя столетия, многие прочитав эту книгу подумают, что ее автор один из самых пессимистически настроенных людей, одержимый глубокой депрессией, который кроме «суеты сует и томления духа» в жизни как таковой ничего не видит. Но это первое впечатление и оно оказывается весьма обманчивым. Этот таинственный мудрец, как и слова его повести, не только оптимистически настроенный на жизнь человек, но и к тому же глубоко знающий, что такое истинный душевный мир и счастье. Тайна его «нестандартной» мудрости и «мрачных» изречений кроется в понимании его прошлого. Знающий это прошлое без особого труда смог бы разгадать главный смысл его повести.

   
Таинственный мудрец
За псевдонимом Екклесиаст скрывается имя одного из самых известных, великих и могущественных людей Древнего Востока – израильского царя Соломона. Он был сыном величайшего царя Давида, который отдал ему свой престол еще при жизни. Став царем и зная о непосильном бремени управлять многочисленным народом, юный Соломон в молитвах просит у своего Бога только лишь одного – мудрости. На что Всевышний и ответил Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, ...вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои ...Я продолжу и дни твои».2

   
В зените славы
С точки зрения экономики, израильское царство в первой половине правления Соломона достигает своего наивысшего расцвета и славы среди других народов. Территориально оно весьма расширилось от реки Евфрат до пределов Египта. В эти годы Соломон показал себя как блестящий правитель. Слухи о его мудрости и процветающем царстве доходили до самых дальних языческих народов. Многие, благодаря распространенным слухам, отправлялись в дальнюю дорогу, чтобы своими глазами увидеть то, во что услышав, трудно было поверить. А когда их путь достигал своей цели, они не верили своим глазам. Слухи оказывались не преувеличением, а, наоборот, не досказанными. Увиденное в царстве Соломона и услышанные его слова премудрости потрясали. Это было зрелище, превосходящее всякое воображение. Возвращаясь на родину, чужестранцы покидали эти места с чувством восторга и словами прославления Премудрого Бога, Который так щедро одарил Соломона мудростью и его царство множеством благословений.

   
Падение
К сожалению, так было не всегда. На вершине своей славы, забыв о своих человеческих слабостях и своей зависимости от Того, Кто был источником его мудрости, Соломон все более становился чрезмерно самоуверенным. Постепенно приоритеты мудро управлять многочисленным народом сменяются на другие. Дав волю своим слабостям, Соломон пытается заботиться о своем народе уже не из чувства любви к нему, а ради своего еще большего возвышения. Его полностью поглощает сладость земной славы. Пытаясь расширить свое влияние на Ближнем Востоке, он заключает неудачные брачные союзы с чужестранками по политическим мотивам. К тому же Соломон чрезмерно наращивает военную мощь своей державы и обустраивает до небывалой роскоши и блеска свои угодья и царский двор. Эти и другие мероприятия не могли обойтись без непосильного для жителей царства налогообложения. Недовольство народа вызвало жесткую реакцию царя. Таким образом, некогда чуткий к нуждам людей Соломон превращается в тирана своего времени. Оставив свои убеждения и не считаясь с убеждениями своих соотечественников, царь в угоду своим многочисленным языческим женам строит капища богов их народов, в которых нередко совершались не только омерзительные, но и бесчеловечные, жестокие культы. Так слава мудрейшего человека начала блекнуть, а в народе культивировалось и созревало чувство бунта.

   
Томление духа
По причине отступления от прежних принципов Соломон теряет Божественную мудрость, душевный мир, истинную радость, подлинное счастье и удовлетворение жизнью. Чтобы как-то компенсировать утраченное, он все более поггружается в земные удовольствия и роскошь. Изощрениям и развращениям в попытке обрести душевный мир не было пределов – «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья…»3 Соломон попал в замкнутый круг томления духа, в который загнал себя собственной самонадеянностью, и не находил сил из него вырваться. Казалось, это было началом конца, если бы не Тот, Кто наделил царя однажды неземной мудростью.

   
Прозрение

Когда все зашло слишком далеко, к Соломону приходит Божий пророк, чтобы жестко осудить его образ жизни и произнести пророчество на его род и его царство. К счастью, этот визит не вызвал гнева у царя, а наоборот глубокое и искреннее раскаяние. Впоследствии, все более размышляя о своих прожитых годах, оглядываясь на жизнь, Соломон приходил в ужас от утраченных возможностей. Жизнь царя стала ему крайне омерзительной. В его глазах проходили бесцельно прожитые лучшие годы жизни, которые он мог использовать, как в былые времена, для мудрого управления славным царством. Его разум вновь прозревал, иллюзии эфемерного счастья потихоньку исчезали, а мудрость постепенно возвращалась. Для возвращения душевного мира, казалось, были также все условия, но душа царя терзалась нахлынувшими воспоминаниями. Самое страшное, от чего содрогалось сердце Соломона и он переживал неописуемую боль, это последствия его порочной половины жизни, которая неизгладимо повлияла на судьбы многих людей, извратив их представления об истинной морали и нравственности. Единственное, чего теперь больше всего жаждал прозревший царь, так это насколько возможно исправить результаты своего пагубного влияния на общество. Для этого он предпринимает различные попытки. И однажды Соломон садится, чтобы написать повесть, повесть своих потерянных лет – книгу Екклесиаст, которая должна будет стать великим уроком жизни человека, испытавшего в ней все, особенно для тех, кто питает иллюзии в своих мечтах и заблуждается о понятии подлинного счастья. Книга Екклесиаст была написана как одна из попыток исправить тяжелые ошибки порочного прошлого Соломона, разъяснив всякому читающему ее, в чем состоит истинный смысл жизни человека.


   
Горькие уроки

Для тех, кто готов приобретать мудрость не на собственных ошибках, а на чужих, Соломон предлагает свой горький до боли опыт. Наивысшая ценность этого опыта в том, что в силу чрезвычайного богатства Соломона и его возможностей как царя, вряд ли сегодня кому-то удастся испытать в жизни больше удовольствий, чем испытал он. И при всем этом богатстве и возможностяхон стал одним из самых несчастных людей на земле.

Называя себя Екклесиастом, что значит проповедующий в собрании и поучающий народ, Соломон из своих потерянных лет с горечью извлекает пять самых важных и ярких уроков для себя и всех читающих его книгу.



    Урок первый - «Дуновение»
Один из пяти уроков - «все суета». Словом «суета», после указания на авторство, начинается повествование Екклесиаста.4 Оно повторяется в его произведении десятки раз и на первый взгляд веет банальным пессимизмом. Но на самом деле древнееврейское слово «суета» имеет два значения, одно из которых – «дуновение». Соломон усвоил:
сколько бы ни прожил человек, его жизнь все равно покажется ему короткой и мимолетной. Она, как дуновение ветра, быстро и незаметно пролетает. Он учит тому, что нам отведено не много времени и его нет смысла растрачивать на то, что не является в жизни главным.


   
Урок второй - «Пустота»
Другой усвоенный урок Екклесиаста в другом значении слова «суета», это – «пустота». То есть жизнь ради себя – пуста и напрасна. Она не приносит настоящего удовлетворения, которое возможно только тогда, когда живешь еще и ради других. Забывая о других, человек забывает о своем счастье.


Накопление себе богатства как цель – также пуста. Потому что сказочно разбогатевший человек однажды должен будет «оставить его человеку, который будет после» него «и кто знает: мудрый ли будет он, или глупый?»
5

   
Урок третий - «Помни Создателя»
Еще один усвоенный жизненный урок Екклесиаста – «помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»»6 Забывая своего Создателя, человек утрачивает чувство морали, смысл жизни, будущее и остается один на один со своими внутренними и внешними проблемами. Он также утрачивает истинное удовлетворение и удовольствие от настоящих радостей жизни. И это также «суета и томление духа». Для Соломона становится настолько понятным то, что даже самые обыкновенные вещи в жизни, такие как труд или прием пищи, без Бога не приносят своего полного удовлетворения: «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?»
7

   
Урок четвертый - «Развращение не может исправиться»
Есть еще усвоенный урок и он касается морали. Екклесиаст глубоко и с неописуемой горечью осознал и пережил все последствия своих низменных страстей и порочных дел, в которых он не собирался себе отказывать как богатейший из людей. Попытки насытиться порочными удовольствиями принесли свои горькие всходы, а затем в свое время и свои плоды. Его слова – «Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать»8 относятся к нравственным закономерностям. Буквально их еще переводят как – «Развращение не может исправиться и потери исчислиться». Последствия развращенного образа жизни практически не исправляются, а потери от него в результате неописуемы. Это именно тот случай, когда деградация человека происходит весьма ускоренными темпами.


   
Урок пятый - «Нет ничего нового под солнцем»

Когда читаешь книгу Екклесиаста на языке оригинала, невольно бросается в глаза множество слов, которые кроме основных поучений еще и служат намеком на древнее библейское повествование о жизненном пути одного из самых несчастных людей. Это путь первого преступника и убийцы Каина,9 который убил из ревности и зависти своего родного брата. Судьба Каина – ярчайший пример судьбы тех, кто решил жить только лишь ради себя.


Пишущий о своем прошлом Екклесиаст избирает жизненный путь Каина в качестве фона для своей книги. Поэтическим языком Соломон пытается провести параллель между своей жизнью и жизнью Каина. Этот мотив проходит через всю книгу и красноречиво свидетельствует: «...нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».10 Это еще один урок, который постиг раскаявшийся царь. Он осознал, что по своей сути не прожил какую-то новую и уникальную жизнь. Такую же жизнь прожили многие тысячи других людей за всю свою историю. И в этой истории Каин стал только первооткрывателем печальной модели жизни, благодаря своему неверному выбору. Соломон всего лишь повторил их горькую судьбу и опыт, но только в больших масштабах. Екклесиаст старается убедить людей в том, что такой ужасный урок ожидает беспрекословно всякого, кто осмелится прожить как-то по новому свою беспринципную жизнь. Это окажется всего лишь банальным повторением тысяч жизней, загубленных своим жалким выбором.

 


Общее у абсолютно разных

Жизни Тайсона и Екклесиаста абсолютно разные, как и разное их место в нашей истории. В их происхождении, детстве, юности и славе невозможно найти ничего общего. Это люди разных полюсов. Однако с точки зрения усвоенных горьких уроков Соломона, несмотря на новые и не побитые рекорды, поставленные Тайсоном в профессиональном боксе, жизнь выдающегося боксера не нова. Он один из тех, кто повторил уже когда-то прожитую многими людьми такую же модель жизни, в том числе и жизнь самого Соломона в худшие ее дни. На жизненном пути Тайсона, как и пути Соломона, была ослепительная вершина человеческой славы, нравственные и уголовные преступления и глубокое разочарование прожитыми годами.

Уход

После своего поражения Кевину Макбрайду в 2005 году, Тайсон на пресс-конференции заявил о своем уходе из большого спорта. Он сказал, что не хочет, чтобы его жалели, а когда присутствующие попытались стоя одарить боксера овациями, он быстро прервал публику, сказав, что не нуждается в аплодисментах, так как уже достаточно слышал их в своей жизни. Он поделился желанием упорядочить свою жизнь и наконец-то стать счастливым.

На этой же пресс конференции Майк сказал: «Мне больше не за что драться. Когда я начинал, у меня ничего не было, я хотел чего-то достичь. Теперь я больше ничего не хочу. Я думаю стать миссионером. Есть одна христианская миссионерская организация, которая предлагала мне поехать в Боснию, Руанду и другие страны, чтобы оказывать помощь с медикаментами и продовольствием людям, которые нуждаются в этом. Мне просто хочется заниматься чем-то, что приносит пользу. Я просто хочу помогать кому-то, заниматься полезным делом. Если я не делаю этого, я чувствую себя эмоционально мертвым».11

Разочарование и раскаяние

В конце одного из документальных фильмов о своей жизни Железный Майк говорит: «У меня было много событий в жизни. Они не заполнили пропасть в моей душе. Мне не удалось стать счастливым человеком. Это было не то, чего я хотел».

Самым большим потрясением в жизни Тайсона, которое во многом поменяло его взгляды на жизнь, стало 26 мая 2009 года. В этот день умерла его любимая четырехлетняя дочь Эксодус после неудачной игры возле тренажера беговой дорожки. Потрясенному Майку тогда не хотелось жить. Он терял всякую веру.

В 2010 году в одном из интервью Майк признался, что вся его жизнь прошла впустую, а первая ее половина была сплошным сгустком эгоизма. Он назвал себя свиньей и сказал, что не был и половиной того, кем себя считал. Он также рассказал, что бросил курить и окончательно отказался от наркотиков, и даже стал вегетарианцем.12

После ухода из большего спорта многократный экс-чемпион мира по боксу решил заняться благотворительностью и помогать больным детям.

Зная импульсивность характера Майка Тайсона, его непостоянство и всю его прошлую жизнь, которую можна сравнить только с ураганом, многие усомнятся в искренности его сожалениий и намерений на будущее. Тем не менее, он сам хозяин своего выбора. Усвоит ли он полностью из горького опыта то, что усвоил в свое время Соломон? – Покажет время. А нам не дано этого судить.


    Эпилог
Заканчивая свою повесть, Екклесиаст подводит итог всему написанному: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ПОТОМУ ЧТО В ЭТОМ ВСЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо».13

    
 

------------------------------------------------------------------------------------

Список ссылок:

1 Библия. Екклесиаст 2:17
2 Библия. 3 Царств 3:11-14
3 Библия. Екклесиаст 2:10
4 Библия. Екклесиаст 1:2
5 Библия. Екклесиаст 2:18,19
6 Библия. Екклесиаст 12:1
7 Библия. Екклесиаст 2:24,25
8 Библия. Екклесиаст 1:15
9 Библия. Бытие 4:1-12
10 Библия. Екклесиаст 1:9,10
11 AllBoxing.Ru
12 Details.com
13 Библия. Екклесиаст 12:13,14

 

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Автор: Виктор ВЕРЕЩАК / «АКЦЕНТ»
 
Просмотров: 3576