Названия рубрик

Последний номер

Август (№8) 2017


     Скачать в pdf (3,1 Мб)

Июль (№7) 2017


     Скачать в pdf (3,2 Мб)

Июнь (№6) 2017


     Скачать в pdf (2,8 Мб)

Архив номеров

Из рубрики: Вехи истории

Главная / Вехи истории / 10 малоизвестных фактов о Реформации
2017 | №7

10 малоизвестных фактов о Реформации

Одно из самых важных событий в мировой истории – Реформация XVI столетия – разделила христианский мир, расчленив католическую Европу и основав новое направление в христианстве – протестантизм. Однако это «вулканическое» движение имело довольно неброские начала: в 1517 году немецкому монаху Мартину Лютеру просто подумалось, что Римско-католической церкви, к которой он принадлежал, следовало измениться. В итоге оказалось, что он положил основание новому образу мышления и новому течению в христианстве.

Реформы были необходимы

Ни один знающий католик не станет отрицать, что в XV-м столетии Римская церковь нуждалась в реформах.

Положение Папы Римского было откровенно политическим, хотя он избирался конклавом кардиналов, которые назначались на должности и в значительной степени находились на родине под контролем своих монархов. Эти государи предпочитали видеть Папу Римского податливым и старым, чтобы у него не было энергии и времени разводить слишком бурную деятельность, которая бы мешала их планам.

В те времена набирала обороты нашумевшая платная услуга по предоставлению индульгенций. Благодаря ей грешникам гарантировалось сокращение времени пребывания их в чистилище. Это, собственно, и породило вызов Мартина Лютера церковной власти. Однако были и другие учения, которые не имели библейского основания и приносили доход: жжение свечей (приобретенных в церкви), благодаря которым молитвы возносились на небеса; плата за отпевание душ усопших – против чего выступали протестанты.

Также вызывало тревогу поведение священников, монахов и монахинь. Многие были необразованные или были потомками влиятельных семейств, которые помогли им занять должности, способствующие укреплению их власти. Хотя, конечно же, были в рядах духовенства и искренние, набожные люди.

Вместе с этим на Тридентском Соборе (1545–1563 гг.) были затронуты вопросы обучения и поведения в священнических кругах, но церковная доктрина осталась неизменной. Этого было слишком мало и было слишком поздно, чтобы избежать раскола.

Лютер не думал основывать другую церковь

Когда в 1519 году Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви, критикуя доктрину, позволяющую выдавать индульгенции, он даже и не думал создавать новое ответвление в христианстве. Он желал реформ Католической церкви. Однако его действия послужили искрой, которая распалила тлеющую массу недовольства и мятежа по всей Европе.

Некоторые реформаторы приняли лютеранскую модель, придерживаясь многих черт католического поклонения и иерархии церковных чинов. Однако другие видели, что католическая церковь до такой степени была коррумпирована и оторвана от библейского учения, что единственным правильным решением было бы полное отделение от ее деятельности. Жан Кальвин (1509–1564) был в этом процессе одной из основных двигающих сил. Кроме него было много и других деятелей, среди которых особенно выделяется Ульрих Цвингли (1484–1531) в Цюрихе. Все они верили в индивидуальную автономию для отдельно взятых собраний, но кроме этого вопроса им не удалось найти точек соприкосновения по поводу определенных верований.

Без печатного станка Реформация бы не состоялась

Задолго до начала активной фазы Реформации находились те, кто подобно Джону Уиклифу (1330-1384) и Яну Гусу (1372-1415) критиковали церковь своего времени, призывая к реформам. Предпринимались попытки перевести Библию с латыни на местный язык. Но деятельность этих проповедников затрагивала узкий круг заинтересованных людей, так как их письменные труды и трактаты изготавливались в ограниченном количестве. Ведь все это приходилось писать вручную. На рукописи уходило немало времени. Римская церковь с легкостью конфисковала и уничтожала все не угодные ей рукописные материалы. Она также успешно могла преследовать «еретиков», порождающих опасные для системы идеи.

Все это изменилось с изобретением печатного станка. Около 1448 года Иоганн Гуттенберг, добропорядочный католик, придумал печатный станок, который позволял делать публикации сотнями, а иногда и тысячами экземпляров. Благодаря этому величайшему изобретению люди, живущие в разных странах за тысячи километров, получили возможность обсуждать критику в адрес духовенства, и поддерживать эти взгляды и убеждения, которые распространялись подобно пожару.

Церковные иерархи способствовали уничтожению некоторых изданий, но они не могли подавить идеи, которые они несли в массы.

Мотивы поддержки или сопротивления реформам были политическими и религиозными

Был ли правитель склонен к католицизму или протестантизму, во многом зависело не только от его личных религиозных предпочтений, но и от политической ситуации конкретного времени. Поддержка лютеранства в Германских землях, которые объединились в единое государство в 1871 году, не всегда была вызвана духовным обращением местных правителей: скорее, объявление о поддержке протестантизма было способом борьбы против власти Священной Римской империи.

Во время Реформации имели место совершенно неожиданные религиозно-политические союзы. Например, католическая Франция объединилась с протестантами в Нидерландах и даже с исламской Оттоманской империей в Средиземноморье против Испании, которая также была католической, во время Итальянской войны 1542–1446 гг.

А протестантская голландская церковь была обеспокоена торговой конкуренцией со стороны протестантской Англии. В результате чего попытки англичан в поддержке протестантов, осажденных в Ла Рошелле Франции (1627-1628) убежденным католиком Луи XIII блокировались. А так как Папа Римский был озабочен разрастанием власти Франции, в 1690 году он поддержал протестанта Вильяма III против попыток католика Якова II и VII восстановить английский трон, с которого был свержен в 1688 г.

Британия постепенно была втянута в религиозные войны

Хотя мученики были с обеих сторон – и протестантской, и католической – число людей, которых казнили на Британских островах по религиозным убеждениям, было относительно низким. Между 1534 и 1680 гг. в Англии умерло приблизительно 373 протестанта и более 200 католиков. В Шотландии погибло только 22–24 человека. Но даже смерти более чем 1000 католиков, которые отдали жизнь за веру в Ирландии, блекнут на фоне смертности в материковой Европе. Цифры весьма усреднены, но Французские религиозные войны (1562–1598) унесли от 2 до 4 миллионов жизней, а Тридцатилетняя война в Германских землях (1618–1648) повлекла от 3 до 11,5 миллионов смертей.

Вела ли Британия религиозные войны как таковые – вопрос спорный. Гражданская война (1642–1651) была в основном политической: она сводилась к расширению монархической власти. Хотя католики больше склонялись к поддержке Карла I, протестанты были с обеих воюющих сторон. Общие потери, которые включали в себя гражданских лиц, достигли около 190 000 в Англии. Связанный конфликт унес около 60 000 жизней в Шотландии и возможно 616 000 в Ирландии, где чума и голод умножили это число.

Реформация проложила путь для Просвещения

До Реформации Римская церковь XV столетия убеждала, что имеет ответы на все основные жизненные вопросы. Людям внушали, что иметь католическую веру было гораздо важнее, чем какие-либо научные доказательства. Научные открытия, такие как, например, Галилео Галилея (1564–1642), что Земля не была центром Вселенной (как тогда учили в церкви), наталкивались на возгласы «Еретик!» и угрозы. Иногда это могло обернуться пытками и даже смертной казнью.

Безосновательные церковные постулаты и неоправданные запреты подтолкнули многих к критическому подходу в изучении Библии и истории христианства. Это повлекло за собой пересмотр ранее неоспоримых притязаний и проложило путь для Просвещения, движения 18 века по всей Европе, что привело к умножению религиозной и политической терпимости и плюрализму. А осознание того, что ни у кого нет всех ответов на все вопросы, способствовало появлению обществ с более широкими взглядами, которые были восприимчивы к новым идеям.

Отказ принять реформы привел к экономическому спаду

Несмотря на то, что это не было единственным фактором упадка, отказ принимать новые идеи, возникшие в результате реформ, привели к экономической стагнации и в результате потери могущества Испании и Франции, некогда наиболее влиятельных держав в Европе.

Испания является наиболее ярким примером. К XVI столетию ее территории были самыми процветающими в Европе, но богатства, которые лились потоком, в основном направлялись на поддержание и распространение католицизма. Войны с Англией в испанских Нидерландах привели к дорогостоящим поражениям и поддержке французских католиков против протестантов во Франции, что заставило направить расходы в еще одном русле. Наконец, поддержка Инквизиции и множества религиозных ведомств, которые не производили материальных благ, заставила одалживать деньги при таких условиях, при которых вернуть долг было невозможно.

Влияние на Францию было менее драматичным. Изначально упадок начался с исходом гугенотов – французских протестантов. Около 200 000 покинули государство между 1680 и 1750 годами – большинство из них были искусными ремесленниками и торговцами. Хотя Франция сохраняла культурное превосходство, ее неготовность прислушиваться к новым, возможно, «еретическим», с точки зрения Римской церкви, идеям привела к поражению в капитализации промышленного развития, которое помогло старому заклятому врагу – Британии. В результате произошел постепенный экономический спад.

Реформация внесла свой вклад в европейский колониализм

Испания и Португалия начали искать заокеанские территории в Южной Америке до Реформации, и помимо желания обогатиться они заявляли, что спасали души для обращения. На волне Реформации другие европейские силы, в основном Англия, Франция и Нидерланды, объединились ради обогащения, но также ради предотвращения обогащения их политических и религиозных врагов. Местные вожди оберегали Африку от европейцев, но работорговля обеспечивала трудом новообретенные колонии в Северной и Южной Америке. Европейская экспансия в Азию подарила ей колонии в Индии и островах Восточной Азии, хотя и Китай, и Япония были в состоянии противостоять и ограничивать их торговые контакты.

Северная Америка, изначально рассматриваемая как потенциальный источник обогащения Англии, стала прибежищем для гонимых протестантов из Европы, а позднее и католиков. И хотя Британия утратила свои имперские владения в Америке, победоносные колонии продолжали противостоять экспансии французским и испанским интересам на Североамериканском континенте.

В XIX столетии в схватке за Африку и другие территории католических и протестантских государств использовались утверждения, что якобы перед державами стояла моральная необходимость «цивилизовать» язычников и обратить их к политически принятому брэнду христианства.

Протестантизм помог выжить местным языкам

Изучение в Римской церкви Вульгаты – Библии на латыни – насторожило исследователей по поводу заблуждений, которые повлекли возможные лжеучения, как, например, верование, что Христос буквально присутствовал в хлебе и вине эвхаристии. Несмотря на теологическую хрупкость и сложность, это мнение было важным. Реформаторы также считали, что люди должны читать Библию на родном языке, чтобы понимать первоначальный источник их веры. Это привело к необходимости переводов, что сохранило и распространило языки, которые находились на грани исчезновения, как, например, валлийский. До середины XVI столетия не было напечатанных книг на валлийском языке: это была устная культура, и на этом языке говорили только крестьяне. Необходимость сделать Библию и другие религиозные тексты на родном языке, доступном для понимания читателей, на самом деле привела к сохранению его в литературной форме, а не просто как одного из множества местных диалектов. Появление Библии на корнуэльском диалекте произошло лишь в 2011 году, более 200 лет спустя после потери его статуса праязыка.

Сегодня Библия является наиболее переводимой книгой в мире. Когда протестантские миссионеры перебрались в Азию, Африку и Австралию, многие из них перевели Библии или ее части на местные языки, что порождало интерес к наречиям, а в некоторых случаях сохраняло их, потому что изданное Писание было единственной записью ранее устной культуры, как в случае с валлийским языком.

Контрреформация внесла новую моду в искусстве и музыке

Контрреформация – это термин, который применяется в отношении движения католической церкви, направленного на сопротивление влиянию протестантизма и на захват сердец и умов. Было принято решение, что более роскошный и декоративный стиль архитектуры и музыки поможет привлечь больше последователей, нежели суровые – стоит даже признать – часто унылые действа протестантов. В результате возникло барокко, которое повлияло на искусство и архитектуру в Европе от 1600 до 1725 года.

Характерный богатым детализированным украшением и великолепием, этот стиль имел универсальное влияние на строения. Даже протестанты приняли его в попытке превзойти своих ближних в демонстрации богатства и вкуса – они сооружали с размахом, замысловато украшая статные дома, на стенах которых висели массивные, обстоятельные, с драматическим сюжетом картины католических и протестантских художников.

В музыке продуманными установками масс, переплетающих множество парящих голосов, не соответствовали католическим композиторам наподобие Вивальди и Монтеверди. Перселл в Англии и лютеранин И. С. Бах, Телеманн и Шуц также писали в этом модном стиле.

Позднее вытесненный более суровым стилем классицизма, барокко продолжает вызывать восхищение и широкие обсуждения, хотя его оригинальная религиозная задумка уже совершенно позабылась.


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Автор: Др. Кэтлин ЧЕТЕР «Реформация в 100 фактах». Перевод: Людмила Сиренко, для emmanuil.tv
 
Просмотров: 149

Присоединяйтесь к нам

  Подписка 

Книга в подарок!

"Акцент" Вконтакте

 

Книга в подарок!

Книга в подарок!

"Акцент" в Одноклассниках

"Акцент" на Facebook

Партнеры

Газета "Вечное сокровище"
Телеканал "Надия"
Интернет-газета "Путь"