Названия рубрик

Последний номер

Октябрь (№10) 2018


     Скачать в pdf (2,8 Мб)

Сентябрь (№9) 2018


     Скачать в pdf (2,9 Мб)

Август (№8) 2018


     Скачать в pdf (2,5 Мб)

Архив номеров

Из рубрики: Время жить

Главная / Время жить / Психологические травмы
2018 | №6

Психологические травмы

Молодой человек по имени Иосиф, выходец из еврейской семьи с крепкими устоями, жил почти за две тысячи лет до Рождества Христова. В нем рано проявились ум и дальновидность. Родные братья Иосифа, побуждаемые завистью, продали его в рабство кочующим торговцам. В этой непростой ситуации ему не оставалось ничего другого, как молча страдать и по мере возможности приспосабливаться к условиям, полностью противоположным тем, к которым он привык. Иосиф пережил глубочайший стресс, но с честью перенес все испытания и через какое-то время достиг весьма высокого положения в Египте.

Как же удалось Иосифу сохранить свое психическое здоровье, находясь под давлением крайне неблагоприятных обстоятельств? Он просил у Создателя сил преодолеть отчаяние, ежедневно молился, и за долгие годы жизненных трудностей вера Иосифа только окрепла. В результате ему удалось сохранить надежду на то, что его страданиям когда-то наступит конец. И Бог приготовил для этого молодого человека счастливый итог.

Иосиф является живым примером того, какие изменения Бог может произвести в человеке. У него были все основания затаить злобу на братьев, предъявить им свои обиды и заслуженные обвинения, отплатив той же монетой, да еще и с процентами. Но он решил поступить со всеми участниками этих событий совершенно по-другому. Полностью эта история описана в Библии – книге Бытие (37, 39–50).

Травмы прошлого

Наполненные сильными эмоциями негативные события, особенно в раннем возрасте, могут сделать человека чрезвычайно подверженным воздействию депрессивных факторов. Это происходит, к примеру, когда ребенка постоянно высмеивают или осыпают оскорблениями, пугают темнотой, змеями или пауками, необоснованно обвиняют во лжи, склоняют к действиям сексуального характера, или же когда он рано теряет отца или мать. Любая серьезная физическая травма оставляет шрам, а отголоски травм эмоциональных могут проявляться в течение многих лет.

Наиболее явно последствия таких травм проявляются в течение первых недель после пережитого – кошмарные сны, провалы в памяти, огульное отрицание всего, состояние тревоги, неспособность сконцентрироваться на чем-либо и так далее. В некоторых случаях, особенно у детей, эти последствия могут стать постоянными спутниками, превратившись в непреодолимое препятствие в их жизни.

Такого рода психологические травмы со временем могут перерасти даже в болезни. «Исследования показали, что социальный и поведенческий факторы наряду с фактором окружающей обстановки могут сыграть решающую роль в функционировании определенных генов – задействовать их или «отключать». Так, например, у животных, генетически предрасположенных к диабету, стресс вызвал повышение уровня глюкозы в крови. Не подвергаемые воздействию стрессовых ситуаций животные оказались более устойчивыми к развитию гипергликемии или диабета, хотя и оставались генетически склонными к этому заболеванию», – пишет доктор Норман Андерсон в своей книге «Эмоции и продолжительность жизни».

Последствия психологических травм

Психологические и эмоциональные травмы, перенесенные в прошлом, могут вызвать целый ряд последствий, перечисленных ниже.

Чувство незащищенности и беспомощности. Психологическая травма приводит к тому, что человек теряет уверенность в себе, его наполняет чувство беспомощности и безысходности.

Неспособность справляться с обыденными жизненными ситуациями. Человек чувствует себя неспособным к выполнению обычных вещей. Например, женщины, ставшие жертвами сексуального насилия, в дальнейшем могут испытывать трудности в общении с лицами противоположного пола, а у мальчика, которого старшие братья пугали пауками, может развиться страх перед этими насекомыми.

Параноидальные наклонности. Человек с таким синдромом проявляет недоверие к окружающим и может интерпретировать нейтральное или даже позитивное отношение к себе как заговор со стороны других людей, при этом считая себя жертвой агрессии или несправедливых действий.

Депрессия. Любое травмирующее душу событие обычно связано с какой-либо утратой (чести, любимого человека или домашнего животного), а всякая утрата создает риск возникновения депрессии.

Анорексия или булимия. Существует тесная взаимосвязь между психологической травмой и возникновением расстройств, связанных с контролем за употреблением пищи, прежде всего анорексии и булимии.

Как справиться с психологическими травмами

В жизни человека случаются события, которые в силу своей серьезности требуют психиатрического лечения. Но даже если какое-то событие не повлекло за собой таких радикальных последствий, все же часто оно усложняет жизнь человека, и в таком случае полезно придерживаться следующих рекомендаций.

Примиритесь с прошлым и сосредоточьтесь на будущем. Оставаясь душой и мыслями в прошлом, вы не сможете с верой смотреть в будущее. Кроме того, важно помнить, что наш ум не совершенен и не способен абсолютно верно оценивать происходящее. Наши воспоминания – это реконструированные события прошлого, и на них сказалось влияние как былых чувств, так и нашего нынешнего восприятия.

Расскажите кому-нибудь о событии, которое вас беспокоит. Поговорить (или написать) о событии, принесшем боль, – очень важный шаг. Выберите человека, заслуживающего вашего доверия, и расскажите ему о том, что с вами произошло. Людям, пережившим тяжелые события, полезно пройти терапию в группе поддержки. Боль, которую вы лелеете в одиночестве, как правило, не проходит никогда.

Попытайтесь увидеть что-либо положительное в произошедшем. К примеру, несчастья и беды могут объединить тех, кто с ними столкнулся; это верно как в отношении семей, так и любых других сообществ. Будьте благодарны за заботу, проявленную к вам в таких случаях. К тому же подобные ситуации, как правило, закаляют характер тех, кто переносит их с мужеством.

Прощайте обиды. Прощение может занять много времени, но оно чрезвычайно важно, так как освобождает нас от ненависти и обиды на тех, кто причинил нам боль. Это важный шаг к развязке, причем он распространяется и на нас самих: часто нужно простить самих себя и примириться с собой. При этом освобождение от обиды не должно мешать вам желать справедливого разрешения ситуации. Боль и возмущение делают нас пленниками прошлого, постоянно напоминая о том, что произошло когда-то. В итоге больше всех страдает от обиды сам обиженный.

Способность прощать, однако, не приходит спонтанно, равно как и способность любить (а прощать и значит любить).

Стремитесь к Источнику прощения – Богу любви, Который, согласно Евангелию, признает нас Своими друзьями и желает помочь нам преодолеть последствия прошлого, окутывающие нашу жизнь мрачной тенью. В известной молитве «Отче наш», которую Христос однажды преподал Своим ученикам, есть замечательные слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Библия. Евангелие от Матфея, 6:12). Давайте будем помнить о них.

Описывайте свои переживания. Ученые Мелани Гринберг и Артур Стоун из университета Нью-Йорка провели интересное исследование, в котором участвовали в общей сложности шестьдесят студентов. Было сделано следующее:

  • Участников распределили по группам: в первую включили тех, кто в прошлом пережил очень серьезную трагедию, во вторую – перенесших психологическую травму небольшой степени тяжести, в третью – тех, чье прошлое казалось безоблачным и свободным от каких-либо негативных эпизодов.
  • Некоторым из участников было предложено изложить свои переживания о событиях прошлой жизни в письменной форме, от других же этого не требовалось – они были так называемой контрольной группой.
  • В течение нескольких последующих месяцев велись наблюдения за состоянием здоровья всех участников. Результаты этого исследования показали, что те, кто перенес в прошлом тяжелую психоэмоциональную травму и описал этот опыт на бумаге, в дальнейшем ощущали себя значительно более здоровыми, чем те, кто этого не делал.

Многие другие исследования подтверждают, что описание своего трагического опыта оказывает благотворное влияние не только на психологическое состояние человека, но на его здоровье в целом. Один из сторонников этой идеи – писатель и бывший заключенный, переживший ужасы нацистского концлагеря Эли Визель. Он вновь и вновь писал о своих душевных муках и благодаря этому смог увидеть нечто ценное в своем трагическом опыте. Даже если нам кажется, что мы не в состоянии должным образом выразить свои чувства и переживания, нам все равно следует пытаться это сделать. Отличным помощником в этом может стать привычка вести личный дневник.

Кроме того, пытаясь преодолеть переживания о произошедшем в прошлом, очень важно не относиться к себе как к жертве. Важно искать утешения в вере, в новых жизненных целях, но не вынашивать в сердце ненависть или желание отомстить. Библия дает в этом отношении ценный совет: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» (Послание апостола Павла к Филиппийцам, 3:13, 14).

Эмоциональная упругость

Термином «упругость» обозначается способность некоторых материалов возвращаться в исходное состояние и даже улучшать свои качества под воздействием экстремальных факторов. Если говорить о нас с вами, упругостью можно назвать способность человека возвращаться к эмоциональному равновесию или даже становиться сильнее в результате прохождения через травмирующие обстоятельства. Ученые называют это резильентностью.

Существуют разные уровни эмоциональной упругости, они варьируются в зависимости от личностных черт человека. Что производит впечатление на одного, необязательно так же влияет на другого. Подверженность внешнему влиянию зависит от многих вещей, таких как темперамент, способность решать проблемы, уровень интеллекта, самооценка, социальная активность, самообладание, семейные и социальные связи.

Длительные исследования, в рамках которых на протяжении семидесяти лет велось наблюдение за 724 участниками, показали, что богатство и известность не гарантируют счастья в жизни. Не приносит его и долголетие, и даже то, что мы назвали эмоциональной упругостью. В действительности, только добрые отношения в семье и в кругу друзей способны продлить жизнь и вызвать чувство удовлетворения ею. В настоящее время этот проект координирует Роберт Уолдингер – психиатр, профессор медицинского факультета в Гарварде. Он следующим образом формулирует три важных урока, извлеченных из этого исследования:

  • социальные связи приносят благо, в то время как одиночество убивает;
  • качество отношений более важно, чем их количество;
  • длительные, счастливые отношения позитивно сказываются на физическом и психическом здоровье.

«Оказывается, одиночество отравляет подобно яду. Люди, которые по тем или иным причинам изолируют себя от окружающих, редко чувствуют себя счастливыми; их здоровье ухудшается уже к 40 годам, функциональная способность мозга снижается быстрее, да и сама жизнь их короче, чем у людей, которые не живут в одиночестве», – утверждает Уолдингер.

Но существует еще один фактор, возможно, даже более важный, чем высокий уровень социальной активности. Сегодня исследователи признают, что одним из важнейших факторов развития и укрепления эмоциональной упругости является вера в Бога. Она, помимо обеспечения социальной поддержки, помогает человеку сохранять позитивный взгляд в будущее. Но «под верой понимается не просто религиозность», – убежден Гарольд Кениг, психиатр из университета Дьюка в Северной Каролине, изучающий связь между религией и здоровьем. Он утверждает, что человек не может называться духовным, если его вера не реализуется на практике. Чтобы в полной мере воспользоваться всеми его преимуществами веры, крайне важно быть посвященным верующим. Важно как посещать богослужения, так и следовать принципам веры повсеместно, практикуя молитву и изучение Библии. По мнению этого же ученого, необходимо, чтобы религиозные убеждения оказывали влияние на все сферы жизни человека, – только в этом случае они смогут позитивно влиять и на его здоровье.

В одной из своих статей тот же доктор Кениг объясняет, что практикуемая вера снижает уровень психологического стресса, а это в свою очередь снижает возбудимость и скорость укорачивания теломер в клетках организма. Он поясняет  «Теломеры являются для клетки не чем иным, как биологическими часами. Они укорачиваются при каждом делении клетки, и когда они прекращают свое существование, клетка погибает, и происходит дегенерация органа». Этим объясняется, почему верующие люди живут в среднем на 7–14 лет дольше.

Итак, вера оказывает благоприятное влияние только тогда, когда она ориентирована на искренние отношения с Богом и окружающими людьми. Библия так описывает истинную веру: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Послание Иакова, 1:27).

Живя в этом мире, мы не можем избежать ситуаций, приносящих боль. Каким бы «упругим» ни был человек, страдание рано или поздно постучится в его дверь. Почему же так происходит?

Поле битвы – Земля

В Библии ясно показано, что наш мир – это поле битвы, сам же конфликт начался далеко от планеты Земля. В библейской книге пророка Иезекииля в 28-й главе и в книге пророка Исаии в 14-й главе говорится о том, что этот конфликт возник из-за гордости и тщеславия сотворенного Богом могучего ангела по имени Люцифер. Этот ангел был любим и уважаем всеми, но в какой-то момент в его сердце зародилась зависть. Он возжелал статуса и положения, присущего Богу. Как дитя Божье Люцифер имел все. Но все-таки он принял решение пойти против своего Творца и поставил под сомнение правомочность Божьего правления и справедливость закона, на котором это правление основывается.

Зная Божий характер, раскрытый в Священном Писании, мы можем быть уверены, что Бог сделал все возможное, чтобы убедить Свое дитя раскаяться и отказаться от восстания. Но Люцифер неуклонно следовал своим планам и в конце концов достиг точки невозврата – черты, за которой грешника уже не беспокоит собственная греховность и он не испытывает желания покаяться. Его сердце стало невосприимчиво к благотворному влиянию Святого Духа. В библейской книге Откровение, 5-й главе, 11-м стихе, говорится, что существуют миллиарды ангелов. Многие из них стали на сторону Люцифера.

Но действительно ли Бог являлся несправедливым тираном, как Люцифер утверждал? В устах восставшего ангела все выглядело так, будто Закон Божий – это несправедливое бремя. Разве факт наличия Божьего Закона, которому должны повиноваться все сотворенные Богом существа, указывает на его деспотичность?

Конечно же, возникает вопрос: если всеведущий Бог с самого начала знал о настроениях Люцифера, почему Он не уничтожил его до разрастания конфликта? Однако задумайтесь: для небесных ангелов все это было чем-то совершенно новым. Никогда прежде у них не возникало сомнений в справедливости и любви Бога. Если бы Бог в самом начале уничтожил мятежного ангела, какие чувства могли бы зародиться у остальных сотворенных существ? «Вот как все здесь устроено! Ослушался – умри!» Создатель должен был позволить последствиям восстания стать очевидными, чтобы все ангелы могли сделать свой сознательный выбор и решить, под чьим правлением они хотят жить. Он также предоставил мятежнику возможность вернуться на правильный путь по собственной воле, но Люцифер все же выбрал иную дорогу.

Можно пойти дальше в этих рассуждениях и задать следующий вопрос: «Разве Бог не мог сотворить Вселенную, в которой не было бы зла?». Но это то же самое, что и спросить: может ли Бог создать квадратное колесо? Очевидно, что такая постановка вопроса нелогична, так как квадратное колесо вовсе не является колесом. Подобно этому и Творец не мог пойти вопреки законам логики и сотворить существ без свободы выбора, так как в этом случае Вселенная уже не была бы такой, какова она есть. Бог не хотел создавать бездушные автоматы, запрограммированные на слепое повиновение, еще и по той причине, что, как говорит Библия, Он есть любовь (Первое послание Иоанна, 4:8) и ожидает от людей ответной любви. А любовь проявляется только там, где присутствует свобода, в том числе и свобода выбора. Никого нельзя принудить к любви.

Мог ли Бог создать Вселенную без потенциальной возможности возникновения зла? Да, но тогда эта Вселенная была бы совершенно иной. Поэтому, несмотря на утверждения некоторых, зло не является доказательством того, что Творца не существует. Наоборот, оно доказывает прямо противоположное: Он существует, и Он наделил нас свободой выбора. Кроме того, если бы Бога не было, само слово «зло» потеряло бы всякий смысл. В конце концов, зло – это противоположность добра. Без морального абсолюта, который служил бы критерием поступков, как бы мы определили, что есть добро? Мы можем говорить о кривизне нарисованной линии только тогда, когда существует прямая.

К сожалению, третья часть небесных ангелов присоединилась к восстанию Люцифера (позже он был назван сатаной и дьяволом) и была изгнана с небес (см. книгу Откровение, 12:3, 4, 7, 9), получив возможность действовать в нашем мире. Здесь сатана обманом вовлек Адама и Еву в этот вселенский конфликт. Обладая немалой хитростью и могучим интеллектом, противник Божий смог заразить вирусом своего восстания Еву. Он внушил ей мысль, что если она не подчинится Богу, то станет неподвластной Творцу, достигнув равенства с Ним. Люцифер сам желал этого и смог убедить несчастную женщину, что ей тоже нужно к этому стремиться.

Обман сатаны, которому поверили Адам и Ева, можно свести к двум пунктам:

  • вы не умрете;
  • вы станете подобными Богу.

С тех самых пор и до сего дня Люцифер распространяет эту ложь, пряча ее за различными масками, и делает это с одной целью: разделить человечество с Творцом. Если люди сочтут себя бессмертными и самодостаточными, они перестанут признавать свою зависимость от Источника жизни. Этим мятежник стремится ранить сердце Небесного Отца.

С учетом всего этого нам нельзя забывать, что наш мир – это поле битвы. Каждую секунду вокруг нас и за нас идет сражение между светом и тьмою, между злыми и добрыми ангелами. Нам всегда следует помнить, что «наша борьба не против плоти и крови, а против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 6:12).

Участвуя в военных сражениях, трудно избежать ран, оставляющих шрамы. Об этом может сказать любой прошедший войну солдат. В духовных битвах нам также приходится получать ранения. Однако на нашей стороне в них сражается наш Создатель, причем решающая битва Им уже выиграна, а об окончательной победе будет объявлено, когда Он снова придет на землю.

Но как можно быть уверенными в том, что мы действительно ценны для Бога и что Он не оставил нас одних на своеобразном минном поле без надежды? Ответ прост. Когда сатане удалось вовлечь в свое восстание Адама и Еву, он решил, что поставил Творцу шах и мат. В конце концов, люди знали, что «возмездие за грех – смерть», и, раз уж они согрешили, Бог должен был наказать их смертью. И как только это произошло бы, Люцифер с полным правом сказал бы всем обитателям Вселенной: «Вы видели? Разве я не говорил вам, что Он – тиран, что Он и есть зло?». При этом, зная, что Бог милостив, сатана допускал и иное развитие событий: Бог не обратит внимания на непослушание первозданных людей, и в таком случае у него появится возможность обвинить Создателя в непоследовательности и невыполнении собственных слов. Более того, если Бог проигнорирует вину этих двух человек, то Он будет вынужден снисходительно отнестись и к самому Люциферу.

Однако мятежник не предусмотрел такого варианта развития событий, которое смешало все его планы. Да, действительно, «возмездие за грех – смерть». Таков закон, и за грех кто-то должен понести наказание. Но Сам Бог в лице Иисуса Христа умер вместо людей, приняв их вину на Себя. Только представьте себе, насколько далеко готов пойти Небесный Отец, движимый любовью к Своим детям! Именно поэтому Спаситель и говорит нам: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Библия. Евангелие от Матфея, 11:28).

Человек, который верит в Бога на основании Библии, знает, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Библия. Послание апостола Павла к Римлянам, 8:28). Бог не является источником зла. Но через опыт, полученный вами на полях сражений, Он готовит вас к вечному спасению.

 

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Автор: Джулиан МЕЛГОСА практикующий психолог, доктор в области психологии, член Британского общества психологов. Мильхенсон БОРГС Из книги Джулиана Мелгоса и Мильхенсона Боргса «Под парусом надежды»
 
Просмотров: 188

Присоединяйтесь к нам

  Подписка 

Книга в подарок!

"Акцент" Вконтакте

 

Книга в подарок!

Книга в подарок!

"Акцент" в Одноклассниках

"Акцент" на Facebook

Партнеры

Газета "Вечное сокровище"
Телеканал "Надия"
Интернет-газета "Путь"