Названия рубрик

Последний номер

Архив номеров

Из рубрики: Момент истины

Главная / Момент истины / «Попрошайка» на станции метро со скрипкой Cтрадивари
2012 | №4

«Попрошайка» на станции метро со скрипкой Cтрадивари

КАК БЫ ВЫ ОТРЕАГИРОВАЛИ, ЕСЛИ БЫ В ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ УСЛЫШАЛИ ПРЕКРАСНУЮ МУЗЫКУ, ИСХОДЯЩУЮ ОТ СКРИПКИ СТОИМОСТЬЮ В ТРИ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ? ИНТЕРЕСНО, БУДЕТ ЛИ УНИКАЛЬНОЙ ВАША РЕАКЦИЯ ИЛИ ВЫ ПОСТУПИТЕ ТАК ЖЕ, КАК И МНОГИЕ ДРУГИЕ ЛЮДИ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

В пятницу 12 января 2007 года в утренний час пик белый мужчина средних лет, одетый в джинсы, спортивную рубашку и бейсболку, с футляром для скрипки в руках вышел из вашингтонского метро на станции L’Enfant Plaza. Сразу же он встал у стены за мусорным баком подземки, достал скрипку из футляра, оставив его на полу с несколькими долларами и начал играть. Большинство пешеходов спешили на работу, ведь вокруг этой станции располагаются многочисленные здания федеральных ведомств США.

Через три минуты из общей массы людей мужчина лет тридцати, пройдя мимо музыканта, посмотрел на часы своего сотового телефона, а затем вернулся, чтобы три минуты послушать понравившуюся ему мелодию. Как выяснилось позже, этим пешеходом был менеджер Джон Дэвид Мортенсен, работающий в офисе министерства энергетики.

Еще через минуту скрипач получил свое первое жалование. Одна из проходящих женщин не останавливаясь бросила деньги в футляр.

Особое внимание музыканту должно было достаться от трехлетнего мальчика, которого другая женщина спеша куда-то вела за руку. Мальчик остановился послушать скрипача, но женщина, не дав такой возможности ребенку, потянула его за собой прочь. Уходя, он все время оглядывался назад. Такая ситуация повторялась еще с несколькими детьми, которые шли с постоянно спешащими взрослыми.

За 43 минуты игры мимо скрипача прошло 1097 человек. Из них только шесть ненадолго остановились, чтобы его послушать, а еще двадцать, не останавливаясь, бросили ему деньги. Заработок музыканта за это время составил 32 доллара с мелочью.

Более всего скрипачу посвятил времени невысокий лысоватый мужчина по имени Джон Пикарелло из почтового ведомства. Он целых девять минут издали слушал игру, которую позже назвал технически грамотной, профессиональной, а скрипача феноменальным. Такую оценку он дал потому, что сам в юности немного учился игре на скрипке. Но к сожалению, этот культурный слушатель так и не узнал в скрипаче своего кумира. Он положил в его футляр пять долларов и удалился.

Только одна женщина по имени Стейси Фурукава, сотрудница демографического департамента из министерства торговли, была чрезвычайно потрясена происходящим. Она прибыла на станцию метро уже под конец великолепного выступления музыканта. Стоя на расстоянии трех метров с улыбкой и недоумением, Стейси смотрела на вечно спешащих куда-то людей, которые даже не понимали что происходит. Жалкие гроши, бросаемые некоторыми прохожими, еще более удивляли эту поклонницу. Она в изумлении задавалась вопросом: «Как такое может быть и в каком городе я живу?»

После окончания стихийного концерта в подземке, Стейси подошла к узнанному ею скрипачу и, представившись, положила двадцать долларов в его футляр. Кроме нее одной так никто и не узнал, что скрипачом, игравшим в тот день на станции вашингтонского метро, был 39-летний виртуоз с мировым именем Джошуа Белл – один из самых наилучших современных классических музыкантов планеты. Он в полную силу исполнял сложнейшие партии произведений, некогда написанных для соборов и концертных залов. Это были шедевры Крейслера, Шуберта, Массне и Баха, пережившие века. В его руках скрипка словно рыдала человеческим голосом. В то январское утро никто из прохожих даже и не подумал, что был удостоен услышать уникальное звучание одной из самых дорогих скрипок мира итальянского мастера Антонио Страдивари стоимостью в три с половиной миллиона долларов.

За три дня до импровизированного «концерта» в вашингтонском метро с гонораром в 32 доллара и 17 центов, выдающийся скрипач-«попрошайка» Джошуа Белл дал свой концерт полному залу в Бостоне, где стоимость одного билета на приличное место была около ста долларов. Через три недели он выступил с концертом в Стратморе, где его многочисленные слушатели были настолько деликатны, что боялись даже кашлянуть.
 

Выступление знаменитого Джошуа Белла в вашингтонском метро было частью социального эксперимента, организованного газетой «Вашингтон Пост» с целью узнать: могут ли люди в неподходящий момент в будничной и неожиданной обстановке распознать талант, ощутить и оценить красоту? Сможет ли красота преодолеть повседневные приоритеты?

 Эксперимент показал, что одного из лучших музыкантов планеты, который играл лучшую музыку на одном из лучших инструментов, игнорировали все категории пешеходов независимо от пола, расы и возраста. Исключением были только дети, которые пытались остановиться, но всех их до единого уводили за руку взрослые.

Если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что так легко была проигнорирована выдающаяся музыка, то что говорить о тех духовных сокровищах и жизненных ценностях, которые не лежат на поверхности, а требуют нашего времени, аналитических рассуждений и выбора?

 

Видеозапись эксперемента с камер видеонаблюдения вашингтонского метро

 


По материалам очерка газеты «Вашингтон Пост» (www.washingtonpost.com

 

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

 
Просмотров: 3784